Поговорим о дизайне. Силуэты и пространство в морском аквариуме.
02.05.2012
Разделы: Дизайн и декорации
   Морская аквариумистика - это вотчина визуального впечатления. И впечатления очень сильного. По моему мнению, совершенно все составляющие морского аквариума, - от мощных или элегантных наукоемких скиммеров, до живущих собственной жизнью самповых емкостей, - достойны быть демонстрируемы, а не тщательно скрываемы. Вам это кажется нелепым или странным? Вы привыкли прятать конструкции? Но почему же? Давайте взглянем на это с другой стороны.  Ведь морской аквариум – это не только основной дисплей. Это гораздо больше. Недаром странички с аквариумами месяца на рифоводческих форумах включают в себя кроме основной фотографии, еще и множество фото вспомогательных систем, помещений и установок, а также десятки фрагментарных фото отдельных удачных уголков подворного рифа. Обычно, прирученные настойчивыми и любознательными аквариумистами, домашние моря впечатляют нас неземными формами и фантастическим цветом своих обитателей. Традиционно считается, что чем более разнообразен по населению аквариум, тем опытнее и внимательнее его хозяин. По сути, отсутствие «конкурсов мастерства» или Подводного Морского Пейзажа, подобного таковым в среде пресноводной аквариумистики, объясняется тем, что в море более значимым является здоровье и благополучие хрупкого и зависимого от внешних обстоятельств, рифового сообщества. И вот на алтарь этой, в общем-то, благородной цели, некоторые морские хоббисты не без сожаления, правда, но все-таки отпускают идеи и мысли по осмыслению и созданию дизайнерских основ своих аквасистем. И вот у меня постоянно возникает вопрос: а почему, собственно?  

Чем разнообразнее составляющие биоценоза, тем его благополучие стабильнее, так как все биологические ниши заняты. С этим утверждением мы не спорим. 
Сомнение вызывает лишь настойчивое стремление создать сверхнасыщенную разнотипными кораллами, рыбами и беспозвоночными пеструю картинку-солянку, занимающую все пространство задней стенки аквариума. Ничего не имею против. И такое исполнение морского аквариума имеет место быть. Особенно, когда жители подобраны удачно. Подобное желание объять необъятное – собрать максимальное количество видов, было присуще и пресноводному растительному аквариуму. Но это было вчера. Сегодня же достойным и ценным в пресноводной аквариумистике считается тот аквариум, внешний облик которого менее всего напоминает клумбу. Нет, конечно, оговорок и условий и тут очень много. Но, тем не менее, факт остается фактом. 

Итак, в этой записке я хочу напомнить о некоторых приемах и правилах создания иллюзии пространства в ограниченном объеме, которые работают для любого аквариума - и пресноводного и морского. Я намерено разделяю понятия правил и приемов. Правила обязательны к соблюдению, если вы хотите добиться определенного впечатления, в нашем случае – иллюзии пространства, а приемами можно пользоваться, а можно и игнорировать. Все зависит от того, насколько точно мы собрались имитировать глубоководный пейзаж. Конечно, подводные ландшафты не похожи на земные, но глаза-то и мозг у нас от погружения под воду не меняются. Значит, и законы восприятия человеческим глазом глубины пространства, - не изменятся тоже.  
Пару слов о приемах. Например, оверлэппинг – это прием, позволяющий подчеркнуть глубину в том участке аквариума или картины или кадра – да чего угодно, где плохо читается глубина. Один объект перекрывает частично другой и вот у нас уже иллюзорно какой-никакой объем есть, если соблюдать размеры объектов (большой предмет разместить ближе к нам, малый – дальше), можно и 10 см «нарисовать» там где всего 2. Естественно, все это больше касается фотографии. Живьем нам чаще всего и так все нравится, но грамотное размещение основ рифа все же добавит потом, когда все разрастется, реалистичности и объемности нашему аквариуму.  

  Итак, что мы имеем. Правил (или удачно работающих шаблонов) установки больших объемных элементов всего три. 

No.1_V-shape.jpg

1) Когда камни основы установлены как статичные кулисы, раскрывающие и обрамляющие динамическую картину подводного мира. Между ними мы оставляем открытое пространство для рыб. Это, так называемый, V- образный силуэт. Причем эта буква V (или U) расположена не в середине, а смещена вправо или влево к точке золотого сечения или близко к ней. В длинных аквариумах можно размещать два и более V-образных провала. Нахождение места для них уже чисто интуитивно, но никогда симметрично друг относительно друга или вертикальной оси аквариума. 

Вообще симметрия – враг любого рукотворного объекта, если он имитирует природные - наземные или подводные ландшафты.

No.2_mound-shape.jpg

2) Оформление жесткой основы - конструкции из Живых камней в виде свободно стоящего, обдуваемого всеми ветрами и течениями, подводного острова-рифа. Располагаем такой остров также не в геометрическом центре площади дна. Этот тип композиции хоть и кажется простым и открытым, на самом деле очень редко избирается рифоводами. То ли дело в жадности - ах, как нерационально, пустуют же ценные сантименты, которые можно было бы со смаком заселить еще чем-нибудь диковинным! А может просто срабатывает стереотип прятать помпы течения за скалистыми утесами по краям аквариума, и прикрывать это все камнями.  
Тут опять я хочу напомнить о своем мнении - в морском аквариуме нет неприглядных элементов! Те же помпы Vortec, например, меня просто завораживают! Их нарочитая техногенность, такой голый контраст живого и машины, это же новый биоценоз! Эстетика, рожденная синтезом науки и природы. Это же и есть очарование и уникальность морского рукотворного рифа. Наша же задача, как создателей, найти максимально выразительный язык для трансляции этой эстетики всему наблюдающему за нами миру. 
Я, конечно, увлеклась. Но к теме новаторств в традиционной морской аквариумистике, я еще вернусь в этой записке. 

No.3_triangle-shape.jpg
 
3) И, наконец, 3-ий тип или правило компоновки базовых элементов – силуэт треугольник. Тип этот традиционен и часто используется. Одним из его преимуществ является способность замаскировать те самые технические конструкции – переливные колонки, помпы течения и т.д. Несмотря на утилитарность, треугольник обладает огромным выразительным потенциалом. Он и есть фрагмент рифовой отвесной скалы, размещающей в своих карманах-террасах морских животных и оставляющей все остальное открытое пространство для жизни Пустоты. То есть для динамической, активной зоны –зоны для наблюдения за рыбами. 

Ну вот и все. Всего три правила, не отрицающие при этом возможность их комбинации. Повторю,  все возможные комбинации  - "треугольная гора",  "стена и треугольники справа и слева", "стена и V-силуэт" и т.д. - это сочетания этих трех основных шаблонов + плоской "стены" заднего плана (если вы используете задний план). Другое дело, что комби- варианты не всегда применимы для рифа, так как излишне усложняют восприятие. Не забываем, что кроме силуэта, наш взгляд фокусируется и на множестве других элементов, пестрых, ярких, флюоресцирующих или движущихся. 

Ну и к теме новаторства. 
Находясь в поисках фотоматериала для записки, я натолкнулась на любопытное направление - Eco Reef Zero. 

No.4_ecoreef-zero.jpg

 Мне кажется, что такая фишка, - а именно финиш в поиске максимально лаконичной и выразительной форме представления морского животного: пустой и прозрачный, словно невесомый куб, - это очень интересный ход. Этот прием позволяет почувствовать и насладиться красотой и совершенством морского животного в обрамлении максимально контрастном, в окружении чуждого ему, агрессивного, иного пространства – наземного мира людей-человеков, которые, порой так страстно желают этот невероятно красивый параллельный мир морей и океанов контролировать и воссоздавать у себя дома. 

Искренне ваша, Наталья Романович.

Специально для ReefCentral.ru
Если вы увидели этот материал на другом сайте - значит, он был украден.
Просим сообщать о замеченных фактах на info@reefcentral.ru

Количество показов статьи: 8859