ReefCentral.ru для iOS
Настройки фотокамеры: За пределами автоматического режима. Часть 1.
29.01.2014
Разделы: Техника
Начинающим
Автор: Сабина Пениссон

В детстве я ежегодно проводила 6 месяцев в нашем доме на Корсике – это остров на юго-востоке Франции, в Средиземном море. Когда мне было семь лет, друг семьи научил меня нырять с трубкой и маской и каждое лето мы ежедневно отправлялись на экскурсии. Благодаря этим приключениям я полюбила местную дикую природу. Красивые губаны, хорошо замаскированные красные скорпены, каракатицы и осьминоги отлично себя чувствовали в зарослях Posidonia вдоль побережья. В то время туристов в этом регионе было немного, поэтому природа оставалась нетронутой. Невероятное биологическое разнообразие было повсюду. Это было начало моей любви к морской жизни, биологии и всем видам подводной деятельности. Это был рай, хотя тогда я этого не осознавала. Это побережье сейчас практически разрушено туризмом, пляжными ресторанами и парусным спортом, но навсегда останется в моем сердце затерянным раем. 

И хотя я изучала журналистику и коммуникации, моя страсть – зоология и, в особенности, морская фауна. Я начала заниматься скуба дайвингом в 16 лет и примерно в это же время училась фотографировать. Обе дисциплины требуют от нас одинаковых качеств: спокойствие, самоконтроль, любопытство и безмолвие. В морскую аквариумистику я попала, потому что не могла позволить себе путешествовать к рифам настолько часто, как мне хотелось бы. Кроме того, мне очень хотелось встречаться со своими любимыми рыбами и беспозвоночными для более продолжительного наблюдения за ними, поскольку время дайва ограничено. И наконец, у меня появилась возможность часами наблюдать бычка и его подружку – креветку, нерест рыб-клоунов и брачные парады губанов. Какая невероятная возможность для моего ненасытного любопытства! 

При помощи объектива я пытаюсь запечатлеть красоту всех форм жизни. Мне нравится показывать оригинальное поведение и снимать необычных, мелких существ в процессе их ежедневной деятельности. Я могу часами наблюдать или кружиться вокруг выбранного объекта, чтобы выбрать самые удачные позиции для съемки и композиции. Но мне также нравится преодолевать трудности, например, сделать удачный портрет неуловимой, быстро перемещающейся рыбы, которая дает вам лишь одну-единственную возможность сделать снимок перед тем, как снова исчезнуть! 

Тропический риф – удивительная экосистема, полная визуального разнообразия; нигде больше вы не встретите такого количества цветов, форм и текстур на нескольких квадратных сантиметрах. И такая психоделическая мозаика – отличная площадка для любителей искусства. Морской аквариум, как уменьшенный в масштабе естественный риф, может быть также притягателен и полон интересных объектов для фотографирования, как и пейзаж естественного рифа. 

У многих из нас сейчас имеется хорошее оборудование для фотосъемки; цифровые камеры позволяют снимать столько, столько хочется, без временных затрат на обработку пленки. Поэтому иногда создается впечатление, что мастерство в фотографии не является первостепенным. Но все ли так просто на самом деле? Я хотела бы спросить: Хотели бы вы перейти на новый уровень, от просто приличного фотографа до действительно хорошего, и делать интересные снимки вместо просто четких фотографий? 

photo01.png

Если вы спросите меня, как стать хорошим фотографом дикой природы, я отвечу, что существуют три основных аспекта. Первый- это глубокое знание биологии и поведения объекта. Этот аспект важен, потому что вам необходимо понимать поведение вида, который вы фотографируете, кроме того, вам необходимо знать особые физические характеристики, которые вы хотели бы запечатлеть. Следующий аспект – идеальное владение техникой, с которой вы работаете, будь то камера, освещение или снаряжение для дайвинга в случае съемки в естественной среде. Что особенно важно – это научиться поддерживать нейтральную плавучесть, т.к. попытки удерживать положение тела в воде в процессе выбора хорошего кадра раздражают и отвлекают, а вам совсем не хотелось бы повредить неподвижных беспозвоночных неуклюжими движениями ласт. Последний аспект хорошей съемки в естественной среде – креативный подход и артистическое мышление. Вполне возможно, у вас от природы хорошо развита креативность, но креативность можно развивать. Особенно полезно изучение классических правил рисования. Эти правила касаются ракурса и зрительного восприятия. Благодаря этим правилам вы узнаете, как человеческий глаз воспринимает картинку и, соответственно, как сделать картинку яркой и привлекательной. Вам не приходилось сравнивать два снимка одного и того же объекта: один совершенно скучный и плоский, а другой визуально привлекательный? Вы точно не знаете, почему; это всего лишь ощущение, но вы точно можете сказать, какой снимок лучше. Благодаря изучению академических правил искусства вы узнаете, как создать композицию, чтобы снимок был привлекательным. 

Однако, красота – не единственный параметр для фотографа. Чтобы снимок был удачным, необходимо, чтобы объект съемки заинтересовал или заинтриговал аудиторию. Фотография должна демонстрировать четкую цель, угол или ракурс. Возможно, вы посчитаете, что лучше акцентировать внимание на демонстрации особенностей поведения, отличительных характеристиках или необычных видах. Будучи аквариумистами-любителями или дайверами, многие из нас увлечены рыбами и кораллами. Давайте примем вызов и попробуем запечатлеть необычные, напоминающие Дракулу, зубы бычка-клоуна, идеальную сетчатую структуру Acropora tegument или настойчивых и заботливых рыб-клоунов, ухаживающих за своим «гнездом». 

Даже с учетом того, что красивые и интересные снимки зачастую считаются самыми лучшими, не стоит забывать, что существуют и эстетические стремления, и искусство ради искусства не запрещено! Если вы выбрали этот путь, возможно, вдохновение поможет вам развить идею в серии снимков или передать то, что интересует вас в данный момент. 

Неважно, начинающий вы фотограф или опытный, возможно, вы найдете полезными некоторые советы по фотографированию ваших любимых обитателей аквариума. Начнем мы с простых определений некоторых технических терминов, чтобы дальнейшее описание было понятно всем. В дальнейшем мы более подробно остановимся на различных функциях камер и способов их использования с целью получения оптимальных результатов. 

Для следующего выпуска этой серии публикаций я обращаюсь ко всем читателям присылать мне конкретные вопросы по фотографиям на мой эл. адрес sabine@rhmag.com со следующей информацией:
· Тема письма «my photo issue»
· Поясните, в чем заключается проблема или укажите конкретную тему, которою вы хотели бы рассмотреть
· Приложите снимок или два, иллюстрирующие вашу проблему, а также EXIF данные по каждому снимку (EXIF поясняется в конце статьи)
· Укажите, какие параметры и настройки вы меняли после первого снимка, если таковые имели место (ретушь, обрезание части снимка, настройка цвета и т.п.).

В дальнейшем, когда мы будем рассматривать отдельные аспекты фотографии, я продемонстрирую эти снимки и варианты решения проблем. Надеюсь, вас заинтересует наша новая колонка и вы поделитесь своими фотографиями! 

Технические термины

Диафрагма/апертура: Диафрагма – это механическая часть объектива; производится она из тонкого металлического полотна, в форме радужной оболочки, которая открывается и закрывается посредством вращательного движения. Апертура – это отверстие по центру диафрагмы, которое регулирует количество света, попадающего на сенсор. Принцип простой: начиная с максимальной апертуры (самое маленькое число), каждое значение затягивает (закрывает) радужную оболочку диафрагмы, что пропускает половину, по сравнению с предыдущим показателем, количества света через объектив. Например, f/2.8 пропускает в два раза больше света, чем f/4. 

photo02.png
photo03.png
Результат использования слишком большой апертуры – слишком маленький показатель ГРИП,
при котором большая часть снимка оказалась вне фокуса. 

Глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП, DOF): ГРИП - зона резкости вокруг снимаемого объекта (по удаленности от камеры), выбранного фотографом. Больше или меньше – определяется настройкой диафрагмы и фокусным расстоянием линз или частью выбранного приближения (зума) (например, 17 мм, 50 мм, 105 мм и т.д.). Чем больше закрыта диафрагма, тем больше глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП), соответственно, тем больше различных участков снимка будут четкими (объект, среднеудаленные предметы и задний план). И наоборот, чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости, соответственно, только выбранный объект будет четким, тогда как все окружающие предметы/объекты будут расплывчатыми. 

· Максимальный показатель апертуры (маленькое число) = пропускается больше света = маленькая глубина резкости
· Минимальный показатель апертуры  (большое число) = меньше света = большая глубина резкости

Выдержка: Скорость затвора – еще один ключевой параметр. Выдержка затвора может варьироваться от совсем небольшой (1/8000 секунды, например) до весьма продолжительной (несколько секунд выдержки, даже минут – для ночной съемки). 

Чем ярче внешний свет, тем менее продолжительная выдержка необходима для правильно экспонированного снимка. И наоборот, для съемки в темной среде необходимо больше времени и, соответственно, меньшая скорость затвора. Чем больше двигается объект съемки, тем выше должна быть скорость затвора, чтобы поймать четкие детали. Неправильная установка параметров приведет к тому, что движение на снимке будет смотреться размытым. 

Компенсация экспозиции: EV (exposure value- экспозиционное световое число) представляет собой сумму логарифмов скорости затвора и установок диафрагмы. Проще говоря, компенсация выдержки позволяет фотографу экспериментировать с различной выдержкой затвора и параметрами диафрагмы, чтобы в результате получить одинаковую экспозицию для любого снимка. 

Фокус/Выбор коллиматора: Начинающим я бы советовала использовать режим авто-фокуса в случае, если приходится иметь дело с двигающимся объектом. Ручная настройка фокуса требует быстрой реакции и отличного знания оборудования.

Экспозамер: Аквариум – это объект с высокой степенью конраста, где плотные теневые участки соседствуют с ярко освещенными. В автоматическом режиме, чтобы получить оптимальное среднее, необходимо установить экспозамер на центрально-взвешенный вместо мультизонного, который является установкой по умолчанию. Такая система центрально-взвешенного экспозамера рассчитывает правильную экспозицию вокруг выбранного объекта, а не среднее значение по всему снимку, как в случае с мультизонным. 

Показатели светочувствительности (диапазона чувствительности, ISO): Значение светочувствительности задает чувствительность сенсора камеры к освещению. Чем слабее наружное освещение, тем более высокие показатели чувствительности могут понадобиться. Негативный аспект слишком высокой чувствительности – появление «шума».

photo04.png
Слишком маленькая скорость затвора, результат – расплывчатый снимок. 

photo05.png
Здесь следовало уделить больше внимания компенсации экспозиции. 

photo06.png
Неправильно выбранные параметры стали причиной слишком темного изображения. 

photo07.png
Неправильный выбор значения ISO (светочувствительности)
может привести к пересвеченным участкам на снимке. 

«Шум»: Шум – понятие, эквивалентное «зернистости» в классической пленочной фотографии. Но, если аналоговая зернистость серая и иногда используется в качестве дополнительного эстетического эффекта, цифровой «шум» цветной и считается непривлекательным эффектом (помехой), размывающим снимок. 

photo08.pngphoto09.png
Цифровой «шум»Увеличенный «шум»

Режимы приоритета: Для улучшения качества ваших снимков на первое время я бы рекомендовала забыть об автоматическом режиме и обратить внимание на режимы приоритета (перед переходом на режим ручной настройки, когда вы уже будете настоящим экспертом). 

Режим приоритета выдержки или скорости затвора (обозначается S или TV, в зависимости от производителя) позволяет, что следует из названия, выбирать необходимую выдержку, при этом камера автоматически подсчитает подходящее значение диафрагмы, чтобы получить правильную экспозицию выбранного объекта при установленном ISO. 

Режим приоритета диафрагмы (обозначается A или AV) позволяет вручную установить значение диафрагмы (в зависимости от того, какая глубина резкости вам нужна) и камера подберет правильную скорость затвора (выдержку) для текущей освещенности объекта (опять-таки при заданном ISO). 

Фотографам-экспертам, знакомым со значениями экспозиции, полностью ручной режим позволяет настраивать правильную экспозицию без вмешательства процессора. Если в ручном режиме результаты получаются плохие, то не стоит обвинять камеру. 

Баланс белого: Настраивая баланс белого (или выбрав автоматическую настройку баланса белого цвета), вы можете отрегулировать цветовую температуру белых тонов объекта съемки. Вы уже знаете о цветовой температуре, поскольку она имеет отношение к системам освещения аквариумов; чем выше температура (в градусах Кельвина), тем холоднее (голубее) воспринимаемый цвет. Очень важно правильно настроить баланс белого, чтобы точно передать едва различимые (тонкие) оттенки в окраске животного. У большинства камер, даже у очень сложных, автоматический баланс белого не очень удачно работает при аквариумном освещении, которое не попадает в рамки типичного освещения, предполагаемого производителями камер. Еще хуже дело обстоит со светодиодами. Поэтому я рекомендую поэкспериментировать с ручной настройкой баланса белого, чтобы определить оптимальные варианты, которые будут различаться в зависимости от аквариумов. 

Данные EXIF: EXIF – это стандартный файл, сохраняющий мета-данные по каждому снимку, сделанному цифровой камерой. Такие мета-данные включают бренд и модель камеры, дату и время съемки, географические координаты (если в камере имеется встроенный GPS) и, что самое важное для нас, все настройки/параметры съемки (размер, фокусное расстояние, значение диафрагмы, выдержку, значение светочувствительности ISO, режим работы вспышки и компенсацию выдержки). Получить всю эту информацию вы можете, открыв изображение в любом графическом формате или выбрав «свойства», затем «подробнее» после правого клика на файле изображении. 

В последующих выпусках я надеюсь более подробно обсудить эти аспекты. И пожалуйста, не забудьте отправить мне свои фотографии и вопросы! 

Первоисточник: www.reefhobbyistmagazine.com
Переведено специально для ReefCentral.ru
Если вы увидели этот материал на другом сайте - значит, он был украден.
Просим сообщать о замеченных фактах на info@reefcentral.ru
Количество показов статьи: 6355