ReefCentral.ru для iOS
В поисках осьминога флэпджек (Flapjack, ака «блинчик»)
20.05.2017
Разделы: Репортажи
Автор: Ричард Росс

Я с трудом держу себя в руках, пока мы паркуемся у пристани напротив известного исследовательского института Monterey Bay Aquarium Research Institute (MBARI) в Мосс Лэндинг, Калифорния. Мы распаковываем свое оборудование для круиза; темно и холодно, солнце все еще спит, а я в буквальном смысле прыгаю от восторга. Пытаюсь себя контролировать, а в это время начинают прибывать наши коллеги из Monterey Bay Aquarium, и я замечаю, что они тоже переполнены эмоциями. Приехали научные сотрудники, в таком же возбужденном состоянии. В состоянии эйфории мы все поднимаемся на борт 135-футового исследовательского судна, Rachel Carson, - это яхта поддержки для дистанционно управляемого подводного аппарата (ROV) Ventana. Почему мы так взволнованы? Сегодня намечается последний в этом году круиз для ROV- вылова глубоководных головоногих для общественных аквариумов и исследований; по прогнозу море должно быть спокойным и наша цель – осьминог флэпджек (ака «блинчик») (Opisthotheusis sp).

Opisthotheusis sp
Восхитительный осьминог-блинчик непосредственно перед тем, как его поместят в транспортный мешок. Фото: Ричард Росс. 

Меня не укачивает. Никогда. Даже в самых ужасных условиях. Когда мне было 14 и мы отправились на траловый лов со студентами отделения морской биологии местного колледжа в ЛА, мы старались подготовить еду, которая бы раздражала других пассажиров – мой любимый вариант включал бутерброды с арахисовым маслом и соленьями – это вкусно, но не для людей со слабым желудком. Даже упоминание содержимого бутербродов уже раздражало многих, поэтому, чтобы не доводить до крайности, мы поднимались на верхнюю палубу, держались за борт, чтобы нас не снесло в море, наслаждались перекатыванием волн и быстро все съедали. Благодаря моей жене, которая всю свою жизнь страдает от морской болезни, я стал относиться с большим пониманием к людям с морской болезнью, но никогда не понимал и сотой доли того, как они себя чувствуют до своей первой поездки на Rachel Carson несколько лет назад.

ross02.jpg
 Многочисленные дисплеи в операторской каюте. Фото: Ричард Росс. 

Во время последнего круиза море было каким угодно, но только не спокойным. Я не испытал на себе все прелести морской болезни, лишь частично - и что интересно, волнение на море было не слишком сильным. В недрах судна расположена маленькая темная операторская с несколькими креслами для лоцманов ROV, несколькими научными лабораториями и небольшим пространством для наблюдателей. В передней части операторской было около миллиона экранов (поверьте, я посчитал), на которые поступает информация и которые отправляют командные сигналы ROV через страховочный фал, который соединяет погружной аппарат с кораблем. На некоторых экранах в операторской высвечиваются данные (глубина, параметры воды, ROV статус, видеосигналы и т.п.), но на большинстве экранов – различные виды с многочисленных камер, направленных под разными углами на ROV. Все эти активные видео сигналы в разных направлениях в сочетании с покачиванием судна сказались на мне. Ухудшил ситуацию тот факт, что в ту поездку мы практически ничего не увидели…в основном, морской снег, во всех направлениях на миллионе экранов …ничего, что могло бы отвлечь от поганого состояния.

Однако, сегодняшняя поездка совсем другая; море спокойное, а рядом полно осьминогов. Но я забежал вперед.

ross03.jpg
 Покидаем Мосс Лэндинг в тумане. Фото: Ричард Росс. 

После эффективного и полезного брифинга – на палубе всегда надеваем спасательные жилеты, перекусываем что-нибудь на кухне, заполненной всевозможной едой, если становится плохо – можно выйти – мы отдаем швартовы и направляемся в море. Из-за цветения диатом на этом участке море кажется удивительного красно-коричневого цвета; достаточно быстро мы добрались до намеченного участка, беседуя на узкопрофессиональные темы (фанаты головоногих – самые лучшие) и наслаждаясь рассветом. Наконец, скорость снижается - палубная команда занимается подготовкой ROV Ventana.

ross04.jpg
Исследователи MBARI и аквариумисты MBA проверяют, что контейнеры для выловленных экземпляров готовы для погрузки на ROV Ventana.
Фото: Ричард Росс. 

Пока лоцманы проводят проверку оборудования для подводного погружения ROV, что напоминает NASA, исследователи и аквариумисты готовят оборудование, необходимое для правильного вылова живых и здоровых глубоководных морских животных и прочих образцов.

Существует несколько способов вылова животных при помощи ROV. Аппарат оборудован несколькими статическими акриловыми трубками, открытыми с двух концов, которые удерживаются на арматуре и предназначены для вылова экземпляров из толщи воды; перемещая ROV, для чего необходимы особые навыки пилотирования, экземпляр помещается в трубку, которая затем закрывается и сверху, и снизу. Специальный приемный (всасывающий) рукав, соединенный с каруселью контейнеров для животных, используется для вылова животных как из толщи воды, так и с субстрата. Аппарат также оснащен большим ящиком, который открывается и закрывается, для вылова образцов, которые не способны уплыть, например, камней, ила или кораллов. Кроме того, имеется и рука манипулятора с устройством захвата на конце, чтобы, понятно, захватывать намеченную цель. Существует еще одна рука, которая удерживает огромного размера «лопатку» (шпатель), которая напоминает ракетку для ракетбола с пластиковой сеткой и используется для вылова небольших камней и донных пород (ила). Эта лопатка также используется для перемещения животных с субстрата в толщу воды, где они и вылавливаются. Сегодня мы собираемся использовать все три способа для вылова осьминога, ила и камней, а также нескольких медуз.

ross05.jpg
Палубная команда спускает на воду ROV Ventana. Фото: Ричард Росс. 

По мере завершения проверки снаряжения для подводного погружения и подготовки лаборатории для работы с животными, которых мы надеялись выловить, палубная команда начинает запуск ROV. Палубный кран поднимает Ventana в воздух при помощи, как казалось, рискованного маневра, но так только казалось со стороны. Мы все наблюдали, как аппарат опускался в море, откреплялся от крана и начинал погружение в то время, как палубная команда очень внимательно следила за разматыванием страховочного фала, когда он начинал разматываться; когда ROV скрылся за поверхностью воды, мы все отправились в операторскую.

ross06.jpg
Лоцманы и исследователи в процессе пилотирования и исследования. Фото: Ричард Росс. 

Операторская заполнена коллегами, влюбленными в головоногих: все мы смотрим на экраны, как дети - на новогодние подарки. Что мы увидим? Что мы ждем? Сюрприз? Что-нибудь, что никто никогда раньше не видел? В любой момент может произойти что угодно. Самое лучшее в сафари – трепетное предвкушение. Моя жена говорит, что одна встреча в рамках сафари может превратить самое ужасное путешествие в самую лучшую поездку, и в этот раз не пришлось долго ждать.

Сегодня мы погружаемся только на 400 метров (1300 футов) по сравнению с погружением на 1200 метров (3900 футов) в мою последнюю поездку, так что, ROV быстро добирается до места. Буквально спустя несколько минут мы увидели первого осьминога флэпджек. Это «желатиновый» осьминог, о котором пока известно недостаточно, но какой же он потрясающий: мягкое тело, оранжеватая/розоватая кожа, два ухообразных плавника на мантии, плавательная перепонка между единственным рядом щупалец с присосками и огромные глаза, как у персонажа Аниме. Осьминоги флэпджек медленно перемещаются по субстрату, иногда закапываются в ил и донные отложения, скорее всего, в поисках пищи, а иногда оставляют дно, выталкивая свое тело через толщу воды, открываясь и закрываясь, как красивый зонтик (мне нравится думать, что они де-эволюционируют в медуз). Некоторые считают их осьминогами «дамбо» (Grimpoteuthis spp.), как Pearl (в русской версии фильма - Блёстка) в мультфильме «В поисках Дори» от Pixar, но, несмотря на сходства, они все же различаются.

ross07.jpg
 «Лопатка», собирающая ил, камни и соответствующую фауну. Фото: Ричард Росс. 

Было решено использовать «лопатку», чтобы сдвинуть осьминога в воду и поймать его при помощи статических трубок. Зачастую у вас есть один-единственный шанс вытянуть экземпляр, потому что дно представляет собой илистый слой из мелких частиц, поэтому, задев дно один раз «лопаткой» или пропеллерами самого аппарата ROV, вода превратится в мутный «гороховый суп». Осьминог поднимается в толщу воды, но первая попытка оказалась неудачной; во время перемещения ROV донные массы смешались с водой, и мы потеряли след осьминога. Наши чувства представляли собой странную смесь счастья и грусти. Грусти, потому что нам не удалось выловить экземпляр, и счастья, потому что нам удалось так быстро встретить его. Полные надежд, мы продолжаем перемещаться в поисках других экземпляров.

ross12.jpg
 “Вот примерно так…” Иллюстрация: Дж. Р. Цукерберг. 

 Довольно быстро мы встретили другого осьминога флэпджека, передвигавшегося у дна. В этот раз мы решили использовать для вылова приемный (всасывающий) рукав. На этот раз животное оказалось в рукаве без каких-либо проблем и отправилось в контейнер. Все присутствовавшие повернули головы на другой экран, где высвечивался контейнер, и ждали, ждали и ждали, пока осьминог не оказался в поле зрения в отличном состоянии, тогда вся каюта взорвалась аплодисментами; затем контейнер закрылся и на его место встал другой – пустой, для следующего экземпляра. Хорошее начало хорошего дня, который обещает быть еще лучше.

Мы выловили достаточное количество осьминогов как для выставочного аквариума и исследований в MBA, так и для изучения в MBARI. По крайней мере, один осьминог сразу же отправится в специализированный глубоководный выставочный аквариум на удивительную выставку “Щупальца (Tentacles)” (если вы еще там не были, но вам хотелось бы ее увидеть, - это потрясающее зрелище, и я горжусь, что внес свой небольшой вклад). Выловив достаточное количество осьминогов, мы могли потратить часть времени на макросъемку некоторых экземпляров осьминогов, вылавливать которых мы не собирались, и вылов некоторых других животных.

ross08.jpg
Главный аквариумист MBA, Брет Грасс, помещает только что выловленного осьминога флэпджек в переносной холодильник для транспортировки из MBARI в MBA.
Фото: Ричард Росс. 

Камни также входили в программу вылова, потому что они помогли бы аквариумистам понять, что едят осьминоги флэпджек. На данном участке, камни сложно найти в иловых отложениях. Гидролокатор, конечно, помогает, но большинство вариантов оказалось раковинами. Нам удалось выловить несколько камней и немного ила, а также стомиевую рыбу (семейство Stomiidae), как потенциального обитателя выставочного аквариума, а затем ROV переместился в толщу воды, чтобы выловить несколько медуз со средней глубины.

Помимо операторской, экраны расположены и в других частях судна, так что можно отслеживать происходящее без необходимости присутствовать в операторской. Даже несмотря на тот факт, что вид один и тот же, мне нравится находиться в операторской, впитывая весь процесс, пытаясь ухватить сленг лоцманов; каким-то образом, присутствие в операторской приближает меня к действу, происходящему на глубине 400 метров. Поездка оказалась настолько продуктивной, что я решил покинуть операторскую и сделать бутерброд с арахисовым маслом и соленьями, от вида которого никому не становится плохо. Я съел половину, когда несколько коллег разместились за столом в камбузе, улыбаясь, жуя и посматривая на экраны.


Пока аппарат ROV Ventana поднимался на поверхность, мы надели спасательные жилеты и отправились на палубу, чтобы при необходимости помочь с приемом экземпляров. Поднимая и заматывая страховочный фал, палубная команда снимает с него поплавки и использует деревянный молоток, чтобы убедиться, что фал плотно ложится на катушку, без повреждений. ROV поднимается из воды и аккуратно помещается на палубу, мы снимаем контейнеры с животными, а лоцманы начинают пост-дайв проверку.

Мы помещаем животных в лабораторию на палубе и начинаем упаковывать их для транспортировки в аквариум. Я благоговейно держу в своих руках контейнер с осьминогом флэпджек. Это то, о чем я мечтал в 14 лет и никогда не думал, что мечта может стать реальностью. И вот он. У меня в руках. Сейчас я помещаю его в транспортный мешок. Теперь герметично запечатываю. Затем мы делаем несколько селфи с пакетом, потому что все мы находимся в состоянии дикого восторга, а затем транспортные мешки быстро помещаются в переносные холодильники, чтобы создать животным темную прохладную среду. Когда все сделано и судно входит в док, мы собираемся для общего снимка с ROV Ventana.

ross09.jpg
 А вот и команда. Фото: Ричард Росс. 

Разгрузка проходит очень быстро, потому что очень важно как можно быстрее доставить животных к месту назначения. Мы сделали свое дело и быстро попрощались, потому что радушные хозяева и коллеги загружают улов и направляются к месту назначения, чтобы акклиматизировать животных к их новому дому. У дока мы остались вдвоем, сотрудники Steinhart Aquarium, взволнованные от наполненного событиями дня и захода солнца. Нам предстояло двухчасовое путешествие из Мосс Лэндинга домой, я достал оставшуюся половину своего бутерброда с арахисовым маслом и соленьями, откусил и улыбнулся.

ross13.jpg
Фото: Ричард Росс. 

 Более подробную информацию о MBARI можно найти на их странице в Facebook или в Twitter.


Первоисточник: reefs.com         
Переведено специально для ReefCentral.ru         
Если вы увидели этот материал на другом сайте - значит, он был украден.         
Просим сообщать о замеченных фактах на info@reefcentral.ru     
Количество показов статьи: 4703