Наверное, все пробовали снимать фотоаппаратом красивую флуоресценцию кораллов под актиничным светом в аквариуме, и наверняка, большинство было разочаровано результатами. Эта тема поднимается на форумах снова и снова, и почти все, в том числе профессиональные фотографы, прекрасно знающие, что такое баланс белого, формат RAW и Adobe Lightroom, тем не менее продолжают настаивать, что снимая под LEDами, получаются неестественные цвета, и, несмотря на все манипуляции, фотографии получаются непохожими на то, что видит глаз.
Суть проблемы в том, что чувствительность человечекого глаза очень низка в коротковолновом диапазоне, к которому относится наш любимый актиничный свет. Когда мы включаем "на полную катушку" фиолетовые и синие светодиоды, аквариум буквально заливается ярким светом (от чего кораллы начинают ярко флуоресцировать) - но нашему глазу он кажется полутемным. Тем не менее, матрице фотоаппарата он таким не кажется - она "видит" огромное количество сине-фиолетового излучения, которое пересвечивает кадр, если диафрагма открыта, если же ее закрыть, то относительно слабое свечение кораллов становится незаметным.
Таким образом, проблема в динамическом диапазоне, и попытки решить ее подбором баланса белого ни к чему хорошему привести не могут.
Насколько мне известно, первым в рунете подходящее решение нашел всеми нами горячо любимый Олег (oleg_il), написав пост в соседней теме. К сожалению, фоллоуапа к этой теме он не написал, и пост остался для многих незамеченным. Я тоже о нем позабыл, однако недавно смотрел на еБей оборудование для подводной съемки, и обратил внимание на лот, предлагавший красный светофильтр для популярной камеры GoPro HERO 3. Вот тут я и вспомнил про идею использования светофильра при съемке под актиниками.
Сегодня выдалась свободная минутка, и я решил опробовать идею. Под рукой был старенький айфон, а в качестве светофильтра использовалась... прозрачная линейка-лекало желто-оранжевого цвета (первое, что попалось под руку). Аквариум освещен светодиодами (сборки от DNK). При съемке, для подчеркивания флуоресценции, белый был выставлен где-то порядка 10% мощности, красный канал около 20%, циан порядка 35%, а фиолетовый, рояль и синий - около 100%. В качестве объекта съемки была выбрана колония самых обычных палитой.
Фотография №1, палитойи под светом белых диодов (актиники на нуле):
Фотография №2, под актиничным светом, без фильтра перед объективом:
Фотография №3, под актиничным светом, с фильтром (глазу они видятся примерно так же):
Фотография №4, сам "фильтр":
К сожалению, выбранный "фильтр" прозводителем не был предназначен в качестве такового, он замылил и исказил изображение. Да и четвертый айфон с крохотным объективом и матрицей соответствующего размера не мудет тягаться с Canon 5D Mark II. Но думаю, сои кадры вполне подходят в качестве иллюстрации идеи: для съемки флуоресценции кораллов не обязательно иметь дорогой фотоаппарат и владеть тонкостями фотошопа. Попробуйте и вы, я уверен, все получится!
P.S. Ободренный экспериментами, решил заказать на eBay несколько Cokin-овских цветных фильров: желтый, оранжевый, красный, розовый. У китайцев они стоят копейки, буквально по 2 доллара. Преимущество кокина - это большая квадратная пластина, ее можно использовать почти с любым фотоаппаратом - вставив в соответствующий переходник, или просто приложив к объективу.