Эпиграф: «Я не покупаю себе рыб, которых не видно!» - из диалога с коллегой по хобби.
Поводом для моего знакомства с карликовыми окуньками псевдохромисами фридмани послужил поиск неприхотливых рыбок, способных внести яркие цвета в довольно скудную палитру моего морского аквариума, поросшего мягкими кораллами типа синулярии, саркофитонов, лемналиии и прочих (то есть обладателей окраски разных оттенков коричневого цвета).
Внимательно изучив выловленную в интернете справочную информацию («небольшие… для комфортного существования в аквариуме должно быть много укрытий…»), почитав достаточно скупые отзывы на нескольких «морских» аква-форумах о поведении псевдохромисов фридмани, я пришла к выводу, что вполне «потяну» этих новых подопечных, чей цвет – «гламурно» ярко-сиреневый - совершенно очаровал меня.
И, поскольку рыбки махонькие и достаточно миролюбивые (подчеркну – таким характером обладают именно псевдохромисы фридмани, так как другие псевдохромисы частенько попадались на достаточно агрессивном поведении по отношению к остальным обитателям аквариумов), было решено купить сразу пару. Ну, чтоб им скучно не было, а были общие темы для беседы и прочего. Кроме того, надо учитывать, что псевдохромисы обладают свойством менять пол в течение своей жизни, в зависимости от обстоятельств (как и еще более 350 видов рыб-обитателей коралловых рифов – губановые, рыбы-попугаи, групперы, помацентровые и некоторые другие). А у фридмани вообще «в моде» гарем.
Безусловно, для аквариумиста - наблюдателя это чрезвычайно удобно: не нужно быть внимательным при покупке; достаточно купить просто двух и более окуньков, а уж они сами между собой разберутся.
Процесс покупки мне запомнился надолго. Встречавшая весьма приветливо до этого каждого покупателя, миловидная дама-продавец при мне едва сдерживала свое раздражение: ей пришлось переворочать пол-аквариума (хорошо, что не дисплейного!) только для того, чтобы вытащить из камней одного из пары уже оплаченных окуньков. В конце концов строптивец был извлечен из воды вместе с камнем, после чего его, обессиленного и шокированного чуждой воздушной средой, грубо вытрясли из уютной норки в нужную емкость.
Оба фридмани были махонькие (сантиметра по 4) и поначалу очень стеснительные. Сразу после заселения исследовательскими работами окружающей среды занимались крайне редко, и то – когда рядом с аквариумом никого не было, мелькая пунцово-сиреневыми запятыми меж камней, то здесь – то там.
Вскоре один из них сообразил, что когда моя персона появляется около аквариума – возможно, будут кормить. И стал более открыто являть мне свою личность из норы. Однако, выдержав огромнейшую паузу – целых 3 секунды! – и не получив ничего интересного, он скрывался обратно («нет еды – нет шоу, до – свиданья!»). Зато если я бросала в аквариум «питательный кубик» - храбро бросался к нему, наравне с остальными «китами», самый мелкий из которых – собачка биколор – превышал его размеры раза в 3 (если учесть еще и толщину).
Второй же являть себя миру особо не торопился.
Даже во время кормления он сидел в засаде за камушками и выскакивал – стремительный бросок сиреневой молнии – только чтобы схватить проплывающий мимо съедобный кусочек. Однако вскоре был замечен за интересными действиями, так и не нашедшими объяснений ни у меня, ни у коллег по форуму: довольно часто выносил во рту из своей «пещерки» маленькую улитку – носариуса, кидал на песок в нескольких сантиметрах от «входа» и деловито удалялся.
Теория, что он либо их ест, либо выбрасывает пустые панцири как «лишний мусор в доме» не подтвердилась: улитки, вскоре очухавшись, спешно уползали по своим делам. Я предположила, что это «папа» фридмани, и у него в норе будущие дети, которых он и охраняет от вечноголодных носариусов.
Но и эта теория подтверждения не получила.
Хотя специалисты (Э.Таллер, профессор-этолог) дают вполне однозначную отличительную черту «папу» от «мамы» фридмани - отросток на хвосте – но тут же добавляют, что бывали случаи, когда этот отросток отсутствовал у самцов, а у самочек наоборот – присутствовал. Да и нет так просто заметить маленький отросток на маленьком хвостике, особенно если учитывать стремительность этих сиреневых молний. Так что кто из двоих «папа», а кто «мама» я так и не определила.
Цвет у обеих рыбок менялся в зависимости от освещения: особенно ярким и «сдвинутым» в сторону красного он был под МГ 14000, получался тот самый, гламурный, удивительно сочный фиолетовый оттенок. Если же светили только актинники – рыбка почти сливалась с фоном - обильно поросшими матово-сиреневой кораллиной камнями.
Так прошло два с половиной года.
Поведение парочки, на которую я возлагала большие надежды по выведению потомства (перефразируя классику - «не бизнеса ради, а интереса наблюдения для!»), было стабильным. Тот, кто предпочитал открытые места и ел вместе со всей аква-компанией был явным доминантом, и при каждом удобном случае гонял второго. Более скромный же, при виде мчащегося на него одновидового собрата, моментально скрывался в камушках и наподдать ему на моей памяти попытался лишь однажды. Да и то - сразу после «пинка» зазевавшемуся грозному доминанту «скромный» скрылся в камнях со скоростью звука!
И вот, в один неприятный вечер я осознала, что уже несколько дней не вижу активного фридмани.
Бодрый, здоровый доминантик таинственным образом исчез.
Очень меня это опечалило, я уж стала ждать, что и второй "уйдет" следом (возможно, подошёл срок их не слишком большой аквариумной жизни?). Но второй всё так же по утрам и вечерам молнией бросался за кусками корма из своей пещерки...
Прошла неделя… И вот я снова обнаружила доминантика на той же позиции, что и видела последний раз - бодро плавающего на открытом пространстве при утренней кормёжке. Сначала подумала, что это второй так "обнаглел" (по причине отсутствия доминанта), но... вскоре увидела обеих рыбок сразу (причем, "робкий", столкнувшись нос-к-носу с “нахальным” сразу юркнул в камни). Может, это была «мама» фридмани, и она прошедшую неделю была занята выращиванием икры с последующим сбросом где-то в укрытии или ухаживанием за икрой?
Однако, эта гипотеза так же не получила подтверждения.
А где-то через месяц активный фридмани исчез снова, и на этот раз, думаю, окончательно – уже прошло около полугода. Однако, я не теряю надежды. Один из коллег по форуму описал ситуацию, когда его фридмани исчез на год, а потом появился – свеженький, здоровенький, тем самым осчастливив своего владельца до невозможной степени!
Сколько же живут фридмани? Мой «скромный» обитатель, предпочитающий надежное каменное укрытие, проживает только у меня лично – уже более 3-х лет. Самый большой возраст, встреченный мной в описаниях от аквариумистов на форумах: «8 лет – не предел». Известный этолог Э. Таллер дает другую информацию: 7 лет. В любом случае, я искренне вам желаю, чтобы ваши питомцы радовали вас как можно дольше!
Да, среди псевдохромисов фридмани скрытность – отнюдь не редкая черта характера.
Но и сейчас, после 3 лет нашего с фридмани сосуществования, сердце у меня радостно вздрагивает, когда я вижу сиреневую молнию, метнувшуюся за кормом, или, заглянув в укромное местечко «по ту сторону стекла», встречаюсь взглядом с миндалевидным черным глазком, опасливо косящимся на меня из каменной тени.
Так что, на мой взгляд - иметь в своем аквариуме эту «рыбку, которой нет» весьма интересно и приятно.
PS Написано для одного сайта в 2011 году. Не востребовано сайтом из-за повествовательности вместо информативности. Случайно обнаружено сегодня при переезде на новый ноутбук.
- diman, BETEP и Orionsnp это нравится