|
Акваскейпинг – эстетика создания морских декораций. Часть 1.
24.05.2012
Автор: Пол Уитби
Запуская новый аквариум, все мы стараемся создать подобие настоящего рифа или иного биотопа, который бы оптимально подходил для выбираемых нами живых существ. Сначала в голове рождается план того, каким мы хотим видеть наш аквариум, затем начинается подбор песка, камней, создаются структуры, неизбежно на каком-то этапе мы делаем шаг назад и неудовлетворенно качаем головой. Добро пожаловать в мир акваскейпинга! Поначалу процесс постройки кажется простым, хотя часто чем больше усилий мы вкладываем в создание желаемой конструкции, тем менее нас устраивает полученный результат. В этой и последующих статьях я хочу поделиться некоторыми секретами, нюансами и идеями о том, как создать структуры сбалансированные, гармоничные и главное хорошо подходящие для ваших обитателей.
Представленные идеи – результат моих многолетних увлечений графическим дизайном, фотографией, ландшафтным дизайном и рифовыми аквариумами. Все эти увлечения объединяет элемент визуальной композиции, которую можно транспонировать на тот внешний вид, который мы в итоге хотим получить. Часть предложенных здесь идей базируется на личном опыте, наблюдениях и предпочтениях, другие же – на научных принципах. В этой статье я рассмотрю основные правила создания ярких форм и сюда же добавлю теоретические основы композиции.
Правило 1. Часто чем меньше, тем больше. Визуально обособленные элементы добавляют больше глубины и реализма в акваскейпе, чем одна монолитная каменная гряда. Поэтому зачастую для усиления визуального эффекта лучше заполнить камнями меньший объем аквариума. Далее в серии статей я детально остановлюсь на самом процессе построения каменных структур, а на этом этапе давайте предположим, что каменная структура уже собрана, и наша задача ее расположить в аквариуме. Как многим уже известно, общепринято использовать 1.5 фунта камней на галлон воды (примерно 2 кг на 10 литров воды). Такой упрощенный расчет может привести к весьма громоздким результатам, хотя необязательно все камни закладывать в дисплейной части, приличная доля камней может быть размещена в сампе. Чтобы определить, какого количества камней будет достаточно в дисплее, можно пользоваться простым правилом: как минимум треть дна аквариума должна остаться свободной от камней, а треть задней и боковых стенок должны быть хорошо видны. Чтобы еще больше усилить визуальное впечатление от свободного пространства, эти видимые участки стенок не должны загромождаться чем бы то ни было (помпы, переливы, коралина и т.д.), что может отвлекать внимание от самой композиции. Также старайтесь не загромождать песок мелкими камнями, раковинами, мертвыми кораллами и прочим хламом. При таком принципе в аквариуме акцент будет сосредоточен именно на той структуре, которую вы пытаетесь подчеркнуть. Этот принцип часто используется в фотографии и ландшафтном дизайне и называется принцип негативного пространства. Помимо визуального эффекта негативного пространства, этот принцип помогает освободить дополнительное место для плаванья рыб, улучшает циркуляцию воды за счет сведения до минимума препятствий на ее пути, а также способствует улучшению качества воды благодаря минимизации возможных застойных зон.
Этот великолепный аквариум Адриана Моллера – идеальный пример создания композиций с минимальным загромождением
стенок и дна, одновременно с большой площадью свободного песчаного дна, что подчеркивает саму композицию.
Фото Адриана Моллера.
Правило 2: Зеркало – не лучший способ отражения. Мозг человека устроен как устройство распознавания определенных моделей и символов. Наш алфавит, музыка, большинство зрительных раздражителей основываются именно на способности мозга распознавать эти модели. Как следствие, мы легко воспринимаем простые модели, например вертикальную или горизонтальную симметрию. Мы также заранее запрограммированы на создание определенной структуры и порядка в повседневной жизни – в сущности, это подсознательное стремление к организации вещей с помощью симметрии. Осознавая все это заранее, вам, возможно, удастся избежать откровенно рукотворных форм, а созданная вами аквариумная декорация будет выглядеть естественной. Одним только отказом от симметрических форм при создании морских декораций можно многое изменить; следуя далее рассмотренным золотым правилам можно избежать множества ошибок.
Правило 3. Избегайте уклонов. Частой ошибкой при создании аквариумных декораций является игнорирование эффекта преломления. Многие забывают, что поток света преломляется на пути из воды, сквозь стенку аквариума и воздух, прежде чем достигает человеческого глаза, что визуально приближает предметы внутри аквариума. В действительности, преломление уменьшает истинную глубину аквариума где-то на треть. То есть, аквариум глубиной 2 фута (60 см) будет выглядеть как 18 дюймовый (45-сантиметровый), а 3-футовый аквариум (90 см) будет смотреться 2-футовым (60-сантиметровым) и т.д. Помимо того, что преломление визуально делает наш аквариум менее глубоким, основная сложность с точки зрения создания композиции в том, что преломление влияет только на глубину, а не на длину или высоту. Это означает, что любой склон, который вы создадите, например, арка, будет уплощенной, если направлена она будет вдоль глубины аквариума. Это существенный момент, если вы собираете композицию не в воде. Тогда, как только вы поместите ее в аквариум, любой направленный вперед склон будет сжат на 30%. Так, уклон с углом 45% в воде будет выглядеть 60%-ным, а 60%-ный станет отвесной стеной. Помня об этом, вы сэкономите много времени и сил при построении композиции. Как правило, старайтесь склоны, направленные спереди назад, делать как можно более плавными.
Правило 4. Правильные пропорции – залог успеха. У золотого правила есть разные названия: правило 5-3, золотое соотношение, золотое сечение. Как бы мы ни называли это правило, суть его сводится к простой характеристике, постоянной и в науке, и в природе. Основано оно на математических принципах и посему берется за правило. Суть золотого правила в нашем случае заключается в следующем: два элемента, противопоставленные друг другу, наиболее естественно и гармонично смотрятся, если их размеры соотносятся согласно золотому правилу. Это правило применяется в ряде областей – ландшафтном дизайне, архитектуре, фотографии, искусстве. Открытие значения золотого соотношения принадлежит античным грекам, которые описали свойства золотого соотношения в математической форме. В 13-ом веке итальянский математик развил правило золотого соотношения, описав его как последовательность чисел (так называемые числа Фибоначчи), где последующее число есть сумма двух предыдущих чисел. Первые числа последовательности – 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. Любопытно, что в случае высших чисел данной последовательности, если последующее число разделить на предыдущее, то в результате всегда получается золотое соотношение (1,6). Числа 5 и 3 часто используют для описания данного соотношения, поскольку их легко запомнить, и они являются простейшей комбинацией для получения золотого соотношения 1,6.
При создании композиции в моем 600-галлонном аквариуме я сделал единственный пролив примерно на расстоянии 5:3.
Адриан (см. Фото выше) также использовал соотношение 5:3 при создании коралловых островков.
Фото Пола Уитби.
В дальнейшем художники и математики выяснили, что последовательность чисел Фибоначчи объясняет аспекты геометрии и естественных структур, и что золотое правило – относительная постоянная в природе. Наиболее известное описание этого принадлежит Леонардо Да Винчи, который утверждал, что пропорции человеческого тела отображают принцип золотого соотношения (кстати, многие художественные критики полагают, что лицо Мона Лизы написано с учетом золотого соотношения, чем и объясняется загадочная красота этого образа). Помимо работ Да Винчи, золотое соотношение широко использовалось в ряде архитектурных шедевров (например, Тадж Махал). В природе, золотое соотношение можно встретить в строении семян подсолнуха, росте шишек, интервалах сердечного ритма, структуре кристаллов, размещении цветочных лепестков, сегментах тела животных и даже в строении ДНК. В общем, золотое соотношение можно встретить везде и мы настолько привыкли к нему, что все, что вписывается в рамки золотого соотношения, автоматически воспринимается нами как нечто эстетически привлекательное. Каким же образом мы может использовать эту особенную взаимосвязь между математикой и природой в создании рифовых декораций? Есть целый ряд вариантов, но все они основываются на разделении пространства с учетом соотношения 5: 3. Наиболее простое применение правила – при размещении центрального коралла в уже скомпонованном аквариуме. Вместо того, чтобы поместить коралл по центру (как того и требует название «центральный»), попробуйте мысленно разделить аквариум по принципу 5:3 и поместите центральный коралл как можно ближе к условной линии. По возможности следуйте этому принципу и в вертикальной плоскости, тогда коралл окажется в наиболее выгодном с эстетической точки зрения месте и будет сильнее всего притягивать взгляд. Этот прием часто используется в фотографии и изобразительном искусстве. И все-таки золотое соотношение можно использовать гораздо шире. Планируя одиночную структуру в пустом аквариуме, например, пролив или ущелье, сместите его от центра по принципу соотношения 5:3. Если вы планируете несколько идентичных структур, делайте их, исходя из соотношения 5:3 по ширине, и дополнительно усильте эффект тем же соотношением по высоте. Планируя многочисленные элементы вроде каменных островов, колонн, горок и т.п., мысленно определите положение ключевого элемента (например, самого крупного или самого высокого), а затем разделите оставшееся пространство по принципу 5:3 и разместите следующие элемент на этой линии.
На схеме условный аквариум разделен на сегменты 5:3, чтобы показать все возможные реализации этого простого правила. Применение любого из этих простых приемов поможет вам создать более естественную композицию.
Вышеизложенные простые правила и идеи являются лишь приемами в создании композиции в вашем аквариуме, а не правилами, которым вы обязаны следовать. Некоторые основаны на собственных наблюдениях, иные – на общепринятых правилах. Надеюсь, они пригодятся вам в поисках своуй собственной идеальной композиции. В следующей статье я уделю внимание теории цвета и навязанного ракурса применительно к морским биотопам.
Первоисточник: www.reefsmagazine.com
Переведено специально для ReefCentral.ru
Если вы увидели этот материал на другом сайте - значит, он был украден.
Просим сообщать о замеченных фактах на info@reefcentral.ru
Количество показов статьи: 15149
|