|
Автодолив для аквариума на принципе кондуктометрии.
26.12.2012
Контроллер предназначен для управления доливом воды и может применяться как в сампах, так и непосредственно в аквариумах.
Контролируется нижний и верхний уровень воды, а также наличие воды в емкости для автодолива.
Краткая характеристикаПитание - 220 В;Блок питания - импульсный, встроенный; Помпа - любая на напряжение 220 В и мощность до 50 Вт.; Принцип работы - кондуктивный; Режим измерения - импульсный; Индикация - трехцветный RGB светодиод: - красный - нет воды для долива;
- синий - режим долива; - зеленый - норма. СхемаКонтроллер построен на КМОП 8- битным микроконтроллере AVR RISC архитектуры ATtiny26.Принцип работыПроцесс измерения происходит с периодичностью 1 сек. При этом подается высокий уровень на выход РА4 и змеряются уровни на входах РА5-7.
В случае отсутствия воды для долива помпа долива отключается и загорается красный сигнал. Включение помпы происходит через 6-8 сек после появления необходимого уровня в емкости для долива. Задержка сделана для исключения мгновенного включения помпы в полусухом режиме когда вода в емкость только начинает доливаться.
Если вода в емкости имеется и уровень воды в сампе / аквариуме ниже нижнего уровня (все электроды над водой), то включается помпа долива и начинается долив воды, который прекратится по достижению верхнего уровня (все электроды в воде).
Напряжение на электродах и токи, протекающие через них и воду слишком малы, чтобы оказать влияние на гидробионитов. По крайней мере за полтора года эксплуатации ни у меня, ни у других пользователей девайса проблем не возникло.
ЭлектродыЭлектроды представляют собой отрезки карбонового стержня. Данный материал был выбран исходя из следующих соображений:
- низкое сопротивление току (3-5 Ом/м);
- практически абсолютная инертность к морской воде; - легкость в обработке; - доступность; - цена. Изоляция места крепления провода и электрода выполнена термоусадкой с клеевой основой внутри (крепление получается очень надежным).
Расстояние между нижними концами датчиков задает гистерезис уровня (обычно 2-3 см).
ПлатаПлата изготовлена из двухстороннего стеклотекстолита заводским способом. Пайка элементов - заводская, однако схема настолько проста, что может быть легко спаяна на монтажной плате, либо односторонней плате по методу ЛУТ.
Назначение контактов:
1,2 - электроды наличия воды в емкости для долива; 3 - верхний уровень; 4 - общий; 5 - нижний уровень; 6,7 - помпа (выход 220 В); 8,9 - питание 220 В. КорпусКонтроллер может быть собран в стандартном корпусе Мастер Кит КА-12 или в любом другом, подходящем по габаритам:
Схема установкиСхема подключения может быть различной в зависимости от расположения емкости для автодолива.
Как с нижним расположением емкости (без рассифонки) - Схема А, так и с верхним расположением (с рассифонкой) - Схема Б:
Также возможно подключение в "промышленном" режиме. В этом случае вместо помпы подключается соленоидный клапан (лучше два последовательно) либо напрямую (при питании соленоида от 220В), либо через блок питания. Удобно использовать стандартные соленоидные клапаны от систем обратного осмоса.
Меры предосторожностиМеры предосторожности - обычные для устройств 220В. Следует не забывать, что корпус контроллера не герметичен (однако влажность держит хорошо).
При включении убедитесь, что выходные контакты заизолированы, либо подключены к помпе и заизолированы.
ОбслуживаниеОбслуживание состоит в легкой зачистке раз в месяц (или по необходимости) электродов мелкой шкуркой.
При полном покрытии морской водой электродов вместе с узлом крепления (при остановке возвратной помпы) некоторое время контроллер будет показывать нормальный уровень (даже если он ниже нормы). Связано это с тем, что пленка воды на узле крепления проводит ток, будто электроды погружены в воду. Проблему можно либо проигнорировать (и примерно через час долив всё равно сработает), либо сполоснуть узел крепления вместе с электродами пресной водой (отойдет потом за пару минут). Чтобы избежать этой проблемы следует узел крепления располагать максимально высоко от воды.
При ОЧЕНЬ качественном осмосе могут не срабатывать датчики наличия воды в емкости. Проблемы можно избежать добавлением в емкость автодолива 100-200 мл. морской воды. (Надо сказать эта проблема была замечена только один раз, возможно, что причина была просто в загрязнившихся датчиках).
Схема, плата, прошивка, установки фьюзов для желающих собрать самостоятельно - прилагается.
Примечание: Если вас заинтересовал подобный автодолив, но в силу каких-либо причин вы не можете его изготовить самостоятельно - вы можете связаться с автором статьи.
Количество показов статьи: 17918
|