|
Гири, Тила и рифы
05.08.2018
Автор: Ричард Аспиналл
В течение нескольких десятилетий Мальдивы считаются Меккой для дайверов и туристов, приезжающих сюда в поисках белого песка, пальм и роскошных отелей, а с учетом того, что лишь небольшая часть территории этой страны может называться сушей, страна получает весьма высокий доход от туризма. Будучи когда-то заповедником только для очень состоятельных туристов (преимущественно европейцев), Мальдивы постепенно открываются миру и массовому туризму. Это положительно сказывается на экономике страны, а вот влияние на рифы и их удивительное биоразнообразие не всегда благоприятное. Время покажет, сохранится ли баланс между репутацией Мальдивских островов в качестве «нетронутого рая» и развитием туризма на 1200 (или около того) отдельных островах, составляющих весь архипелаг. Пока что здесь все также великолепно, а многие отели стараются изо всех сил проводить экологически рациональную политику по отношению к рифам. Чтобы понять, почему Мальдивские острова такие особенные, стоит оглянуться назад и вспомнить, как образовался архипелаг: представьте себе цепочку вулканических островов, много миллионов лет назад, возвышающихся из подводной горной гряды в Индийском океане. Представьте себе каждый остров со сложной береговой линией и окаймляющим этот остров рифом и формирующимися мелкими прибрежными рифами в качестве дополнения. Добавьте к этой картине звуки разбивающихся волн и морских птиц. Дальше представьте, что островные вулканы остывают, а погода, ветер и дождь практически разрушают их, тогда как рифы, будучи самовосстанавливающимися по своей природе, продолжают расти и процветать. Добавьте небольшое тектоническое движение с возможным опусканием морского дна – остается лишь тень ландшафта, обрамленная живыми кораллами. Это схема образования атолла, переданная самыми простыми терминами. В довольно крупном масштабе можно увидеть 12 отдельных атоллов, образующих общую структуру Мальдивских островов, но если приблизить изображение (попробуйте при помощи Google Earth), структура становится куда более сложной. Каждый атолл разделен каналами, которые позволяют течениям и приливам из Индийского океана проникать к центральным участкам. Можно рассмотреть отдельные острова, некоторые покрыты зеленой растительностью, тогда как другие больше похожи на груды песка. Бирюзовый цвет воды намекает на наличие рифов, а в лагунах темные участки подразумевают наличие лугов из водорослей. Сложная, многообразная и совершенно удивительная среда, а сезонные факторы, такие как сочетание муссонных течений с севера и местной географии, привносят в эту комбинацию еще и сезонность. Типичный необитаемый остров, буквально несколько метров над уровнем моря. Фото: Ричард Аспиналл.
Я начну с суши. Как вы уже поняли, экология суши на Мальдивах довольно ограниченна. В конце концов, там не так много пространства и в сухой сезон пресной воды очень мало. Помимо нескольких видов перелетных морских птиц и крыланов небо свободное, а список растений совсем небольшой, хотя часто встречаются кокосовые пальмы, тропический кустарник и пляжный гибискус. Тем не менее, для меня интереснее становится на пляже, где повсеместно встречаются различные крабы и раки-отшельники, а прогулка вдоль берега приносит встречи с разнообразными, выброшенными на берег «сокровищами. Эти выносливые существа способны выдержать жару, соль и песок. Они рискуют оказаться в ловушке из выброшенных пластиковых бутылок. Фото: Ричард Аспиналл.
По другую сторону границы мелководья – типичный для тропиков коралловый песок. Множество почти плоских частиц свидетельствуют о присутствии дальше на рифе Halimedia. Этот участок легко пропустить, но здесь много интересного, особенно если учесть луга из водорослей. На таких лугах обитает огромное количество видов рыб, от трубкорылов до ювенильных губанов. Кроме того, здесь множество морских огурцов, занятых регулированием уровня питательных веществ. Луга из водорослей помогают перерабатывать питательные вещества и являются пристанищем для огромного количества видов. Кроме того, они представляют собой любимый источник пищи для морских черепах. К сожалению, некоторые отели удаляют такие пастбища с целью обеспечить больше песчаного пространства. Фото: Ричард Аспиналл.
Conus litteratus. Фото: Ричард Аспиналл.
Кто-нибудь понял, что это такое? Фото: Ричард Аспиналл.
Совершенно очевидно, что в этой сложной среде рифы можно встретить на разной глубине, но дабы избежать путаницы, жители Мальдив решили называть рифы, которые находятся непосредственно у поверхности воды, - гири (Giri). Некоторые из них довольно маленькие и идеально подходят для снорклинга. Можно плавать вокруг гири и наслаждаться залитыми ярким светом отмелями и всматриваться в синеву, где к стайкам люцианов и каранксов присоединяются случайные скаты-орляки (морские орлы). Зачастую на верхних участках гири – мертвые кораллы, в особенности на участках, пострадавших от обесцвечивания в прошлом году, хотя остается и несколько массивных и крепких кораллов. По краям можно встретить разнообразных рыб, от антиасов до рыб-бабочек и некоторых совершенно потрясающих тридакн. Фото: Ричард Аспиналл.
Типичный мелководный гири. Здесь множество водорослей и плавают счастливые белогрудые хирурги. Фото: Ричард Аспиналл.
Некоторые массивные кораллы, как этот экземпляр Porites (предположительно, P. lobata?), - настоящие долгожители. Фото: Ричард Аспиналл.
Великолепная стайка краснохвостых рыб-бабочек прячется посередине старого коралла. Фото: Ричард Аспиналл.
Рифы тила расположены на большей глубине и омываются более прохладными океаническими течениями, следовательно, и жизнь на них должна быть более разнообразной, чем у рифов гири; самый лучший пример – удивительное место, которое я посетил на северо-востоке Мальдивских островов, - тила Актиния (Anemone Thila). Я с нетерпением ждал возможности увидеть это место, после того как от гида услышал о нем и о том, что посещать его лучше в облачную погоду. Я не знал, почему, но поверил ей на слово; когда в дождливый день мы оказались у рифа, я сразу же понял, что она имела в виду. При тусклом освещении актинии частично закрылись, демонстрируя окраску своих мантий. Я могу честно признаться, что никогда не видел столько актиний на одном участке – они были повсюду. Как видите, актинии бывают всевозможных цветов, и пока я смотрел, как рыбы-клоуны опускаются к своим актиниям-хозяйкам, мне оставалось только задаваться вопросом: «Что конкретно сделало это место таким идеальным?» Скорее всего, сочетание факторов, и не в самую последнюю очередь – течение и освещение, но как насчет взаимоотношений между отдельными экземплярами? Кто к кому относится? По-настоящему волшебное место. Фото: Ричард Аспиналл.
Amphiprion nigripes. Фото: Ричард Аспиналл.
У одного из таких коралловых бомми я наконец-то встретил ювенильного императорского ангела. У меня масса снимков взрослых экземпляров, но никогда прежде мне не доводилось встретить ювенильный экземпляр и сфотографировать его в «детской» окраске. Во время этого же дайва я встретил миниатюрную желтую рыбу-кузовок и эндемика этого региона - морскую собачку Ecsenius minutus. А еще я обнаружил морскую иглу (Corythoichthys nigripectus), которая рассматривала меня, пока я ждал, чтобы императорский ангел набрался храбрости и появился из своего укрытия. Желтая рыба-кузовок (Ostracon cubicus). Фото: Ричард Аспиналл.
Эта рыба только начинает трансформацию; обратите внимание на ожелтение в области спины. Фото: Ричард Аспиналл.
C. nigripectus (предположительно). Фото: Ричард Аспиналл.
P. squamipinnis и P. evansi слева. Фото: Ричард Аспиналл.
Великолепный экземпляр Pseudanthias ignitus. Фото: Ричард Аспиналл.
На этом снимке различные виды кораллов колонизировали мертвую пластинчатую акропору. Фото: Ричард Аспиналл.
Рыбы тоже удивительные, хотя некоторые виды довольно назойливы. За косяками стеклянных окуней и атерин интересно наблюдать, когда они серебристой вспышкой тысячами проносятся мимо, но когда вы пытаетесь сфотографировать неподвижный объект, а они используют его в качестве укрытия – это наказание. Предположительно Acropora clathrata; этот коралл больше метра в диаметре. Фото: Ричард Аспиналл.
Этот маленький морской ерш (скорпена) хорошо замаскировался. Фото: Ричард Аспиналл.
Стеклянные окуни участвовали в фотосъемке. Обратите внимание на нефтию, они не часто встречаются на Мальдивах. Фото: Ричард Аспиналл.
Фото: Ричард Аспиналл.
Длинноносый кудрепер (O. typus). Фото: Ричард Аспиналл.
Кудрепер «монокль» Paracirrhites arcuatus. Фото: Ричард Аспиналл.
Удивительный «побег» T. micrantha. Фото: Ричард Аспиналл.
Первоисточник: reefs.com
Переведено специально для ReefCentral.ru
Если вы увидели этот материал на другом сайте - значит, он был украден.
Просим сообщать о замеченных фактах на info@reefcentral.ru Количество показов статьи: 4473
|